Виниловые вертушки: назад в будущее 2! Как теперь выбирать?

Итак, вы решили приобрести проигрыватель винила, или, проще говоря, вертушку. Для начала нам надо очертить круг задач, для чего она приобретается. Первая, и самая многочисленная аудитория потребителей такого рода техники — меломаны, как с опытом, так и без оного.

Текст: Дмитрий ЛУКИН

 

Вертушка для меломана

Современные вертушки претерпели ряд существенных конструкционных изменений. И, самое главное, инженеры практически победили вибрацию, передающуюся с двигателя на пластинку. Но несмотря на это перед покупкой обязательно подготовьте место, где будет установлен аппарат — во избежание вибраций поверхность должна быть максимально ровной. Меломаны выходят из этой ситуации по- разному.

Самый простой выход — купить специальную стойку для аппаратуры (Rack) и антивибрационный коврик. Меломаны с опытом (и если позволяют средства) строят специальный подиум с мраморными полками и антивибрационной подушкой, вмонтированный прямо в пол.

 

Выбираем стол проигрывателя

Итак, выбираем. Один из определяющих элементов звучания вертушки — стабильность вращения. Вертушки бывают полностью автоматизированы и оборудованные стробоскопом.  Первые оборудованы сервоприводом — это следящий привод с управлением через отрицательную обратную связь, позволяющую точно управлять параметрами движения. То есть, в данном случае мы целиком и полностью полагаемся на электронику.

Очень надежными сервомоторами признаны изделия таких фирм, как Pioneer, Denon и ряд других. Если вы не склонны доверять электронике, то выбирайте прибор оборудованный стробоскопом. В этом случае вы всегда сможете подрегулировать скорость вращения и визуально убедиться, что она работает четко. Если вам прилагается аппарат с прямым нерегулируемым приводом, то от такой покупки лучше воздержаться.

Теперь непосредственно стол. Стол проигрывателя виниловых пластинок это основа всего. Основная задача стола это вращение виниловой пластинки с одной и той же скоростью и оберегание ее от любых, даже мельчайших вибраций. Почему же проигрыватель винила так боится вибраций? Ведь при обсуждении любого узла вертушки мы упираемся в вибрации и скорость вращения. А все предельно просто! Меняя скорость вращения, мы искажаем звук до неузнаваемости.

А с вибрациями все немного сложней. Процесс считывания информации со звуковой дорожки тоже связан с вибрациями — тончайшая игла звукоснимателя скользит по шероховатой звуковой канавке и от этого начинает вибрировать со звуковой частотой, затем эти вибрации преобразуются в электрический сигнал, усиливаются и воспроизводятся. Если стол проигрывателя будет пропускать посторонние вибрации к поверхности пластинки, то эти вибрации неизбежно попадут на иглу звукоснимателя, усилятся и воспроизведутся, от чего пропадет точность воспроизведения. Поэтому при выборе проигрывателя особое внимание обращаем на стол проигрывателя и на виброгасящее шасси.

 

Следующий параметр — вес. Настоящий меломанский проигрыватель физически не может быть легче 10 кг. Вертушка начального уровня может, а настоящий не может. Просто количество скользящих подшипников, мотор, сервопривод, датчики и, самое главное, массивный литой диск основания имеют вес! Если диск основания легкий, то он не погасит паразитные вибрации, и эти вибрации перейдут на иглу звукоснимателя, а фонокорректор их усилит… и опять начинается сказка про белого бычка.

Но на этом параметре можно сэкономить. Уважаемая фирма Pioneer выпускает проигрыватель PL-990 весом чуть более 2,5 кг, который позиционируется как проигрыватель начального уровня. Но, не зря у него огромная популярность — при таком небольшом весе и цене (около 6 000 рублей), он выдает звук, максимально приближенный к меломанскому. Молодцы инженеры от Pioneer! И тем не менее все равно он остается проигрывателем начального уровня.

Инженеры Denon тоже разработали набирающую популярность модель DP-29F, весом около 3 кг. Но это скорее исключения, чем правило. И обе уважаемые фирмы утверждают, что их модели начального уровня, а не меломанские! А вот настоящий аудиофильский аппарат McIntosh MT10 весит 28 кг. Правда, и цена у него зашкаливает!

Кстати, об опорных дисках. Для чего он нужен массивный и тяжелый? Просто в случае кратковременного отключения двигателя пластинка, по инерции, сохраняет скорость движения за счет массы диска и скольжения опорных подшипников. Затухание будет медленным и пластинка не испортится, а если отключение действительно кратковременное, то и ваше удовольствие не прервется, вы даже не заметите этот перебой в электроснабжении мотора. Характеристика разгона (время установления стабильного вращения пластинки после нажатия кнопки «пуск» от состояния покоя) у аудиофильского проигрывателя составляет 0,7 — 0,5 сек.

Опять возвращаемся к двигателю. Все современные вертушки делятся на 2 типа — с ременным (пасиковым) приводом BeltDrive и прямым DirectDrive приводом. При всех прочих равных, вертушка Direct Drive более совершенна, чем пасиковая. Технология Belt Drive была разработана много лет назад, когда старались отнести двигатель как можно дальше от стола, дабы избавиться от приснопамятных паразитных колебаний. У вертушки с прямым приводом выше такой показатель как время разгона и пусковой момент, не надо со временем менять пасик (ремень). Но, выше головы не прыгнуть, из  технологии Belt Drive выжали все. Но, с другой стороны — надежность, проверенная временем.

Проверить рабочий стол просто. В магазине, при прослушивании понравившейся модели, громко хлопните в ладоши или стукните кулаком по поверхности, на которой стоит вертушка. Если звук не поплывет, то подвес надежный. Правда, это не вызовет восторга у продавцов, но ведь наша задача купить качественную вещь.

 

Тонарм

Тонарм — это устройство, закрепляемое на столе проигрывателя и предназначенное для считывания информации со звуковой дорожки винилового диска. Он удерживает головку звукоснимателя над поверхностью пластинки, обеспечивая ее передвижение вдоль звуковой канавки с определенной прижимной силой, передавая сигнал от головки звукоснимателя к фонокорректору.

Сам по себе тонарм — это полая металлическая трубка, преобразующая колебания иглы звукоснимателя в электрический сигнал. Значение тонарма очень высоко, от него зависит качество звучания проигрывателя. Тонармы делятся на две большие группы — поворотные и тангенциальные.

Поворотные тонармы являются самыми распространенными. Он оснащен хитроумной системой подшипников и противовесов. Противовесы служат для прижатия иглы к пластинке. Оптимальной считается нагрузка в 2,5 гр, но регулируется до 4 гр. Длина считается классической в 9 дюймов, но на дорогих моделях она увеличена до 10 — 14 дюймов для более точного воспроизведения 1 и последнего треков. Не буду углубляться в дебри, это важно только для аудиофилов. В большинстве случаев поворотные тонармы оборудуются микролифтами.

Тангенциальные тонармы менее распространены ввиду  дороговизны их изготовления. Качественно рассчитанный и сделанный тангенциальный тонарм многократно улучшает звучание, плохо сделанный ухудшает звучание до неузнаваемости. Принцип действия такой — тонарм скользит по направляющей от края пластинки к центру вдоль нее.

 

Головка звукоснимателя

Головка звукоснимателя тоже оказывает огромное действие на звучание пластинок — ведь она отвечает за преобразование шероховатостей звуковой дорожки в вибрации иголки, которые затем преобразуются в электрический сигнал, который через фонокорректор поступает на предусилитель.

Работа головки звукоснимателя основана на физическом явлении электромагнитной индукции. Принцип прост — если неподвижный проводник поместить в переменное магнитное поле или, наоборот, в постоянное магнитное поле поместить подвижный проводник, то в любом случае в проводнике появиться переменный электрический ток, значение которого будет зависеть от скорости и амплитуды перемещения проводника или магнитного поля. Исходя из этого, головки бывают двух типов — ММ-тип (головка с подвижным магнитом) и МС-типа (головка с подвижной катушкой).

Главное достоинство головки ММ-типа является то, что уровень выдаваемого ими сигнала в 10-12 раз выше, чем у головок МС-типа, что позволяет использовать фонокорректоры с простыми схемами усиления. А это значит меньше деталей, меньше шумов и, как следствие, меньше цена фонокорректора. ММ-головки дают мощный, открытый и чистый звук, переносящий вас на концертную площадку. Но у ММ-головок звук менее детален, по сравнению с головками МС-типа.

Предельно легкие головки МС-типа (Moving Coil) — вершина инженерной мысли и выдает подлинные шедевры звуковоспроизведения. Вы услышите все, что записано на пластинке с ошеломляющей детальностью. Основным недостатком этого типа головок является цена как непосредственно головки, так и фонокорректора к ней. В бюджетных моделях этот тип головок не употребляется, они есть только в премиум классе.

 

Фонокорректор

Ну и последний штрих проигрывателя — фонокорректор. Фонокорректор отвечает за расшифровку вибросигналов и преобразует их в вид, понятный предварительному усилителю. Согласитесь, очень важный элемент. Кстати, за какой узел проигрывателя мы не возьмемся, все они крайне важны. Но вернемся к нашим баранам, то есть к фонокорректору. Здесь есть два главных момента, ради которых и придумали данный узел.

Первое. Сигнал от головки звукоснимателя ничтожно слаб и каскады предварительного усилителя его не замечают. В этом случае фонокорректор становиться как бы усилителем для предусилителя. Он немного усиливает сигнал до той величины, на которую начнут реагировать каскады предварительного усилителя. Но делать это надо предельно корректно, не искажая и не добавляя лишние сигналы, дабы донести до слушателя все звуковые нюансы записи. Ведь впоследствии усилиться все — и искажения и истинная запись. Поэтому фонокорректоры делают из самых качественных материалов. Отсюда и их высокая цена.

Второе. Поскольку винил есть материя чувствительная к механическим повреждениям, а тяжелый картридж в процессе воспроизведения оставит свой след, то, изначально, при записи, края частотных диапазонов специально искажают. Но ведь мы хотим слушать запись без искажений! И здесь в работу вступает фонокорректор. Вслушайтесь в слово — корректирую фон! И не только. Фонокорректор производит так называемую RRIA-коррекцию, то есть восстанавливает сигналу форму, которая была до внесения искажений.

Как мы видим без фонокорректора не обойтись. Довольно часто в фонокорректор встраивают предварительный усилитель. Далее у вас в стереосистеме тоже есть предварительный усилитель. Дабы не усиливать паразитные сигналы, у многих производителей есть опция «отключение фонокорректора». Эта опция отключает не фонокорректор, а предварительный усилитель вертушки. А если в вашей домашней стереосистеме есть линейный вход (аналоговый вход акустического сигнала) то предварительный усилитель на вертушке очень вам пригодиться.

 

Выводы и рекомендации

Мы рассмотрели основные узлы проигрывателя, поняли, что нам нужно и готовы к походу в магазин. Но сначала давайте посмотрим, что у нас есть.

А у нас есть моноблочная стереосистема или многоблочная, домашний кинотеатр «из коробки» или ресивер с недорогой акустикой, активная компьютерная акустическая система. То есть вся аппаратура  по цене до 1000 долларов. Это значит, что она выдаст тот звук, на который она способна и к которому мы привыкли. Чудес здесь ожидать не стоит. В данном случае нам вполне подойдет вертушка начального уровня. Не стоит выбрасывать большие деньги на проигрыватель винила, к которому не готова ваша аппаратура. В этом сегменте выбор огромен.

Для тех, кому нужен просто качественный проигрыватель винила и он не хочет тратить деньги на лишние «мульки» я бы порекомендовал обратить внимание на проигрыватель Pioneer  PL-990. Этот аппарат стоит около 6000 рублей (о нем я уже писал выше, но, повторюсь — звук отменный). Ему на пятки наступает Denon, но об этом я уже говорил.

Тем, кто хочет современный гаджет — рекомендую модель Ion Audio Pure LP по цене в районе 5000 рублей. Этот прибор не только воспроизводит виниловые пластинки, но и позволяет конвертировать их в цифру.

Все программное обеспечение идет в комплекте. Близкая по возможностям модель — Sherwood PM-9906, только для конвертации у этой модели предусмотрен USB и комп не нужен. Но я не понимаю — зачем покупать АНАЛОГОВЫЙ проигрыватель для того, чтобы перегнать его в цифру, и тем более в сверхсжатый формат МР3?! Ведь это УЖЕ сделали специально обученные звукоинженеры, и их произведение на CD существенно дешевле винила!

Тем, у кого качественная акустика (от 800$ за фронт), хороший ресивер я бы порекомендовал проигрыватель «меломанского» уровня. Я специально сказал РЕСИВЕР. Те, у кого качественный «усилок» и колонки уровня 35АС и выше, в моих рекомендациях не нуждаются, они мне сами дадут советы, ведь мы все из страны «советов». Это, в первую очередь японский Technics (про который говорят, что он умер) с моделями SL1200MK2, SL1210MK2 по цене 600-800 долларов. Неплохие модели делает Vestax и Maranz. Denon в этой ценовой категории тоже выступает широким фронтом.

Про аудиофильские вертушки рассказывать не буду, те, кто их покупают, все знают лучше меня, но на вопросы отвечу с удовольствием.

 

P.S. К вопросу о своей молодости

А как быть тем, кто не обременен стереосистемами, но, иногда, хочет в приятной компании послушать музыку своей молодости (обязательно на виниле, ведь коллекция осталась), на ночь завести сказку ребенку. Ведь ее читают и поют такие метры, как Ростислав Плятт, Юрий Антонов, Олег Анофриев, Татьяна Пельтцер, Рина Зеленая и многие другие легенды. А утром кофе под новости. Для этой категории существуют музыкальные комбайны или многофункциональные музыкальные центры.

Для тех, кто созрел, но не готов много платить за такого рода технику, фирма Watson предлагает линейку стереосистем по цене от 2000 до 7000 тысяч рублей. Вся линейка выполнена в стиле 70-х годов прошлого века, и цена определяется количеством опций. Самая дешевая модель состоит из проигрывателя, встроенных колонок и стереотюнера. Самая дорогая включает в себя проигрыватель винила, рекордер CD, MP3, USB-порт, стереотюнер, две выносные колонки, ЖК-дисплей.

Для тех, кто не мыслит свою жизнь без престижных атрибутов, свою продукцию предлагает японская фирма Teac. Это линейка многофункциональных музыкальных центров. Дизайн с налетом ретро, но только с налетом. Цена от 22 000 до 30 000 рублей.

Это стильные музыкальные центры со встроенными и выносными колонками, прекрасным звуком и собранные с японским качеством. На борту они несут стереотюнер, проигрыватель винила, плеер или рекордер CD/MP3, встроенный эквалайзер (или без оного), USB-порт, все виды конвертации, рекордер компакт-кассет. Все приборы оборудованы ЖК-дисплеем, функционал зависит от модели.

Присоединяйтесь к сообществу любителей винила! Вы откроете для себя море позитива и чистого, качественного звука.

Тематика: Аудиотехника
RSS
+1
29 октября 2014
1

Отзывы и комментарии

0
Гость, 29 сентября 2015 14:09
А этот хороший pro-ject.technoportal.ua/turntables/pro-ject-2-xperience-classic.html? Хочу товарищу подарить.