Обзор зеркальной фотокамеры Nikon Df: новая классика для профи и любителей

 

ТЕСТОВАЯ СЪЕМКА * СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС

Когда я распаковываю коробку с новой фотокамерой, позволяющей применять сменную оптику, сначала начинаю читать инструкцию. Это помогает разобраться  с десятком кнопок, настройками режимов обработки кадра и сотней всевозможных “полезностей”, которые, по мнению производителя, должны мне помочь не упустить кульминационный момент, качественно и просто “остановить мгновение”. В итоге, прочитав толстый мануал, обычно понимаю, что, как и 30 лет назад, при фотосъемке будет использоваться два режима экспозиции и главными останутся кнопка спуска затвора и клавиша экспонометрической коррекции. Опытные фотографы, как правило, почти не используют полностью автоматические режимы съемки. Именно для таких фотографов в сентябре 2013 года компания Nikon, известнейший и авторитетный производитель фототехники, представила новую модель Nikon Df. Этот цифровой зеркальный фотоаппарат по своей концепции настолько внешне не похож на все модели, выпускавшиеся компанией с 1988 года,  что некоторые пользователи стали говорить о моде на стиль “чистой фотографии”.  Что же это на самом деле - мода на ретро-стиль, или создание камеры только для профессионалов, я проверял в ходе длительной полуторамесячной экспедиции по заповедникам Приамурья, на  Дальнем Востоке России.

Текст: Андриан КОЛОТИЛИН

 

Зеркальная камера Nikon DF


 

Технические характеристики

Сенсор - полноформатный 23,9 х36 мм, CMOS 16,2 Мп, 4928×3280 пикселя;

Объектив - сменные, байонет F, возможно использование неавтофокусных объективов для пленочных фотокамер;

Стабилизация изображения - оптическая стабилизация применяется в объективах;

Защита от пыли на матрице - автоматическая и принудительная;

Видоискатель стеклянная пентапризма, 100% кадра.;

Дисплей - диагональ 8 см, 921 тыс. пикселей;

Фокусировка - автоматическая покадровая и следящая, ручная. Фокусировка в режиме Live View

Диапазоны выдержек - 30 сек. — 1/4000 с, ручная выдержка, синхронизация вспышки 1/200 с;

Режимы съемки - P, А, S, М;

Экспозамер - 2016-сегментный датчик, мультисегментный, центрально-взвешенный, точечный. Коррекция ±3 EV;

Вспышка - внешняя, I-TTL управляемая или без электронного управления;

Чувствительность - ISO 100–12800, программное расширение (ISO 50 - 204800), Auto ISO c управляемым диапазоном;

Форматы снимков - RAW 12 и 14 bit, RAW+JPG, JPG, TIFF;

Карты памяти - все типы SD карт, один слот;

Серийная съемка - покадровая, непрерывная до 5,5 кадров/с, автоспуск с регулируемой задержкой, дистанционный спуск;

Видеосъемка - нет,

Интерфейсы - USB mini B, HDMI mini С, PC разъем для кабельных фотовспышек;

Питание - аккумулятор EL-EN 14A, 7,2 В, 1230 мА·ч;

Размеры - 144 x 110 x67 мм,

Вес - 765 г с батареей и картой памяти;

Ориентировочная цена - около 120 000 рублей

 

  Зеркальная камера Nikon DF - Body

 

Особенности конструкции 

Оставим на время непривычные для большинства молодых фотографов органы управления и сначала посмотрим внутрь. Оценка камеры начинается с ее сенсора. Здесь он полноразмерный 24х36 мм и позволяет использовать практически все особенности огромного диапазона оптики, выпущенного почти за пятьдесят лет разными фирмами во многих странах мира. По заявлениям производителя, аналогичный сенсор стоит в одной из лучших современных профессиональных репортажных камер Nikon D4.

Дальнейшее наращивание мегапикселей в матрицах фотоаппаратов для традиционной фотографии считается сегодня бесперспективным и требует в основном, лишь увеличения вычислительной мощности компьютера для обработки изображений. Общеизвестно, что для выставочной фотопечати, для журнальной полиграфии и тем более для демонстрации на компьютерах достаточно довольно скромного разрешения в 15 мегапикселей (при условии правильного экспонирования и кадрирования).

Близкое к этому значению разрешение, в сочетании с матрицей, так называемого полного формата дает возможность создавать качественное изображение на очень высоких чувствительностях. А для того, чтобы это проверить, сравним работу камеры Nikon Df  и репортажной профессиональной камеры прямого конкурента в одинаковых условиях и с оптикой одинакового класса во всем диапазоне чувствительности ISO. Естественно, при отключенной опции шумоподавления, как и положено при тестировании серьезных камер для продвинутых фотографов.

Если мы просматриваем кадры при небольшом увеличении, например на мониторе с разрешением Full HD, визуально трудно найти разницу между всеми кадрами из серии. Это означает, что для фотопечати 10 х15 смили для использования в электронных средствах массовой информации можно использовать ЛЮБУЮ чувствительность без дополнительной обработки.

Детальное изучение контраста и детализации картинок дает нам следующую информацию. Особенности преобразования оптического сигнала в цифровых камерах у разных фирм отличаются. Nikon создает более контрастную картинку с четким, иногда искусственным отделением светлых и темных деталей друг от друга и от фона. 

При использовании чувствительности от 100 до 800 ISO кадры великолепны, практически не отличаются друг от друга, шумы отсутствуют. В диапазоне 1600 – 6400 ISO шумы незначительно растут в зоне расфокусировки и в тенях, при этом сюжетно важные части изображения сохраняются прекрасно. Стоит специально отметить, что при съемке птиц на значениях 3200 ISO сохраняется тонкий рисунок фактуры птичьих перьев, чего у более дорогого и высококлассного конкурента не отмечено.

На рекордной для обычной фотографии чувствительности 12800 ISO, которая позволяет делать снимки при свете свечи или фонарика, шумы более заметны, но характер их таков, что все равно можно печатать выставочное изображение размером более 60х90 сантиметров, используя или даже не применив специальные программы шумоподавления. Вывод – матрица камеры прекрасна и позволяет делать качественные фотографии на любом штатном значении чувствительности.

  Зеркальная камера Nikon DF - дисплей


Особенности управления

Как уже отмечалось, органы управления, и внешний вид камеры соответствуют лучшим образцам пленочной профессиональной фототехники восьмидесятых годов, например репортерским Nikon F3 и FM2. Это касается передней и верхней поверхности. Задняя же часть и меню почти полностью соответствует современной модели Nikon D610, которая отлично себя зарекомендовала у продвинутых фотолюбителей и профессионалов.

Размеры корпуса камеры не очень большие за счет того, что ухват небольшой, на треть меньше чем у традиционных современных цифровых зеркальных камер. Удобно это или нет? В любом решении есть плюсы и минусы. Большой ухват современного дизайна позволяет уверенно носить систему одной рукой, буквально четырьмя пальцами, даже если на аппарате стоит тяжелый объектив 2.8 /200 мм. С Nikon Df так не получится, камеру приходится держать за объектив, что удобно, если линза достаточно большая.

Основные органы управления, а именно колесо управления чувствительностью, коррекцией и выдержками защищены специальными кнопками от бездумного или случайного переключения, т.е. как бы специально говорят: «Фотограф, подумай, а зачем ты это делаешь?»

Это прекрасное решение, мне оно напоминает логику управления репортерскими камерами высшего класса. А вот рычаг выбора системы управления серийной съемкой не защищен ничем, может сбиться при переноске и иногда привести к потере репортажного кадра, который делается “на лету”.

Колесо управления, которое отвечает за изменение диафрагмы расположено в непривычном месте на передней панели, но надежно подпружинено, для изменения значений надо приложить легкое усилие.

Не самый большой дисплей лично для меня не создал никаких проблем, основную информацию о кадре я обычно получаю при взгляде в видоискатель. Видоискатель светлый, но размер изображения в нем немного меньше, чем у камер аналогичного или более дорогого ценового диапазона, и что приятно – не содержит лишней или отвлекающей информации.

Фокусировочных точек 39, сконцентрированы они в центральной части кадра, что не всегда удобно при вертикальной ориентации кадра при работе со штатива или при съемке длиннофокусными объективами на открытых диафрагмах. Как следствие, кадр приходится немного изменять, это может иногда привести к увеличению количества дублей для получения гарантированно качественного результата.

Как и в любой технике, пусть даже и высшего класса краевые фокусировочные точки не столь точны, как группа  центральных точек. Центральная точка очень точная, позволяет уверенно фокусироваться даже через ритмичные препятствия, ветки, листву. Стоит отметить, что из 25 000 кадров, сделанных за время экспедиции, нерезких практически не было.

Жидкокристаллический экран, при помощи которого автор оценивает сделанную фотографию или фокусируется в режиме Live View, отображает картинку немного более резкой, насыщенной, да и вообще красивой, чем она есть на самом деле. Это тоже фирменная особенность фототехники фирмы Nikon, которая иногда помогает, например, при фокусировке, а иногда вводит в заблуждение.  Разрешить проблему помогает возможность очень сильно увеличить изображение, почти до отображения реальных пикселей. Отсутствие такой опции в технике других производителей мне мешает и заставляет сильно напрягать зрение.

 

Зеркальная камера Nikon DF - вид справа

 

Приятные полезности 

Несколько аскетический дисплей, обилие механических переключателей, гнездо для простого механического дистанционного спуска, в просторечии тросика - не просто дань ретро-дизайну, а возможность уменьшить энергопотребление. В условиях автономной экспедиции этот параметр оказался очень важен, из 45 съемочных дней только в один я закончил работу по причине севшей батареи.

Оказалось, что я могу делать около 1000 кадров в сутки при активном использовании оптической стабилизации в оптике и частому обращению к энергоемкому режиму Live View.  В сложных условиях частых дождей, горных лесов и болот, аппарат не раз подвергался воздействию конденсата, влаги и грязи, иногда по несколько дней подряд, но это не привело к отказам или запотеванию.

Отсек карты памяти совмещен с батареей,  защищен от влажности резиной и надежным замком. Предельная длина серии кадров RAW + JPG, находящихся в буфере памяти, составляет около 20 кадров. Записывается этот массив данных, занимающий объем около гигабайта за 45 секунд.

Немного увеличить длину серии можно, если изменить глубину представления цвета в файлах RAW (NEF) c 14bit до 12 bit. Это отличный показатель, по сравнению с репортерскими камерами, где длина серии меньше, но и записываются они быстрее за счет использования более скоростных карт памяти Compact Flash.

Гибкие возможности настройки задержки срабатывания автоспуска, степени воздействия режима D-Lighting, управление режимами Тime Lapse, превращают Nikon Df в универсальный и разносторонний инструмент длясъемки.

 

Выводы 

На основании подробного полевого теста у меня сложилось мнение о том, что фотокамера Nikon Df создана для нескольких категорий пользователей.  Первая, духовно близкая автору - это опытный фотограф с большим стажем, прошедший школу пленочной фотографии.

У такого пользователя Nikon Df может быть либо второй камерой в арсенале, в дополнение к уже имеющейся системе оптики и профессиональной техники, а может быть единственной, но способной решать любые задачи. Некие мелкие неудобства можно легко обойти, призвав на помощь обширный опыт или интуицию.

И наконец, камера просто красива. Она может занять нишу статусного аксессуара для продвинутого фотолюбителя. В любом случае, любому серьезному фотографу камера доставит удовольствие, как тактильное, так и моральное.

 

Читайте далее:

ТЕСТОВАЯ СЪЕМКА Nikon DF 

РЕПОРТАЖ В ОГНЕ 

ДНЕВНАЯ СЪЕМКА 

СЪЕМКА НА ФУРШЕТЕ

 

Зеркальная камера Nikon DF - управление

0
2 июля 2014

Отзывы и комментарии