Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Что же такое пейзаж? В свое время в поисках ответа на этот вопрос я перелистал множество фотолитературы и страничек Интернета, но однозначного ответа так и не нашел. Оказалось, что даже определений для термина «пейзаж» можно найти великое множество. Несмотря на обилие определений, в целом пейзаж означает нечто гораздо большее, нежели приведенная ниже классификация… Настоящая пейзажная фотография, помимо изображения природы в том или ином виде, должна еще уметь передавать настроение, чувства, нести с собой некую идею или мысль, которой автор хочет поделиться со зрителями. Сейчас я начинаю понимать, что для меня пейзаж стал одним из состояний души.

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

Александр Нестеровский. Пристань в молоке (Симеиз, Крым, Украина)
Canon EOS 450D, 17 мм, f/6,3, 110 с, ISO 100, нейтральный фильтр ND 1000.

Применение длинной выдержки превратило морские волны в «молоко», а камни и старую пристань — в загадочных посланцев времени. Лаконичная композиция и квадратный формат снимка великолепно сочетаются друг с другом.

 

Какой портрет? Я - про пейзаж...

Приведу несколько примеров определения пейзажа, взятых из различных источников:

- вид на какую-то местность;

- художественное изображение природы;

- изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников и т. п.;

- часть окружающей местности. Помимо таких естественных элементов, как горы и деревья, поля и живые изгороди, пейзаж может включать в себя воду (реки, озеро, водопад), а также характерные для сельской местности сюжеты — такие, как деревенская церковь, коттеджи, гостиницы, фермы; сюда же относятся различные сельскохозяйственные работы: пахота, уборка урожая и т. д.

Кажущаяся простота и доступность этого жанра обманчивы: пейзаж является самым сложным и одновременно самым красивым жанром фотографии. Для получения хорошего снимка, помимо знания теории и владения практическими навыками съемки, необходимо благоприятное стечение целого ряда обстоятельств: погоды, времени съемки, освещения, соответствующего настроения и зачастую — элементарной удачи.

 

Виды пейзажа 

Пейзаж как жанр фотографии можно подразделять на множество видов и по содержанию изображения, и по характеру изображенного на ней ландшафта. Детально останавливаться на этом не стоит, для примера выделим лишь несколько наиболее популярных ветвей:

- архитектурный (архитектурные ансамбли, вписанные в окружающий ландшафт);

- индустриальный (общие виды промышленности во всех ее проявлениях);

- городской (городские виды);

- сельский (сельские виды);

- морской (фотографии моря, океана, побережья и т. д.);

- горный (виды гор);

- одушевленный (содержащий в себе изображения человека или животных, гармонично вписывающихся в пейзажный вид, но при этом не являющиеся главными действующими лицами);

- непосредственно ландшафтный (поля-леса-реки и т. д.) и множество других.

Также можно сделать условную классификацию пейзажных снимков по предназначению:

- документальный пейзаж (с полной и достоверной (узнаваемой) фиксацией местности и состояния природы);

- пейзаж на память (миллиарды снимков, заполняющих свободное место в памяти компьютеров и сетевых серверов);

- художественный пейзаж (взгляд на пейзажную фотографию с точки зрения живописи).

Бесконечное разделение пейзажа на виды и подвиды можем продолжить временем съемки (ночные, закатные и т. д.), сезонами, погодой и… Здесь самое время поставить многоточие и перейти к следующему разделу, но хочу добавить небольшой комментарий: иногда точно классифицировать пейзажный (да и не только) снимок практически невозможно.

 

Основы построения композиции пейзажного снимка 

Основы композиционного построения изображения уже неоднократно освещались в журнале, поэтому коснусь лишь основных вопросов, наиболее часто встречающихся в пейзажной съемке. Восприятие человеком изображения во многом зависит от расположения элементов в кадре (по отношению как друг к другу, так и к границам кадра).

Глядя на понравившуюся фотографию с отлаженной композицией, неискушенный зритель вряд ли будет задумываться над тем, как построен кадр, ведь его основное внимание будет направлено на созерцание сюжета снимка, цвета и нюансов освещения (закат, восход, лучи солнца и т. д.), т. е. на «оболочку» фотографии, ее внешний вид.

А композиция — это «каркас» снимка, и правильно оценить ее сможет далеко не каждый (разве что критик-профессионал с рентгеновским взглядом). Предположим, что вам на рассмотрение попадает красивая фотография с неправильным «каркасом», т. е. имеющая какие-либо композиционные изъяны.

В этом случае в голове непроизвольно рождаются мысли: «эх, красиво, вот если бы еще…» или «ммм… чего-то не хватает». Можно провести прямую параллель с восприятием человеческой красоты: красивое лицо, но вот носик чуть-чуть…, или: красивая фигурка, но вот ножки… и т. д. В итоге мы приходим к выводу, что в фотографии важна не только внешняя оболочка, но и та геометрическая основа, на которой строится снимок.

Приведу несколько наиболее часто применяемых в пейзаже композиционных решений:

1. Использование правила золотого сечения.

2. Соблюдение правила третей (старайтесь не делить кадр пополам, если, конечно, это не является вашей задумкой — к примеру, для снимков, основанных на симметрии объекта и его отражения).

3. Включение в кадр линий: диагональных — для создания динамики в кадре (диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, композиция, построенная от левого верхнего угла к правому нижнему, более динамичная), вертикальных — для передачи высоты, горизонтальных — для создания более спокойного настроения, изогнутых — для подчеркивания более изящных и плавных композиций).

4. Линии, входящие в кадр, как правило, не должны его покидать (за исключением линии горизонта в морских пейзажах и т. п.).

5. Место в кадре, оставленное для создания воображаемой динамики объектов (к примеру, тянущиеся ветви деревьев, наклоненный ствол, покосившееся строение).

6. Создание уравновешенной композиции (когда края снимка не «перевешивают» друг друга).

7. Центр кадра по возможности должен быть светлее, нежели его края.

8. Выделение главных композиционных элементов (когда второстепенным отводится роль фона).

9. Обрамление границ кадра (к примеру, нависшие сверху ветви, листья).

10. Выбор геометрии кадра (вертикальный, горизонтальный, квадратный форматы кадра или произвольное кадрирование фотографии в процессе обработки).

11. Включение в кадр нечетного числа одинаковых композиционных элементов (объектов).

12. Композиционные элементы по возможности не должны быть расположены хаотично (старайтесь выстроить их в одну из простых геометрических фигур: треугольник, круг, овал и т. д.).

13. Выбор правильного или интересного ракурса съемки (фотографировать можно не только от уровня глаз — довольно интересные снимки могут получиться, если, к примеру, забраться на дерево или по пояс зайти в ледяную воду).

14. Сюжетно важный элемент лучше располагать в правой части снимка.

15. Создание такого расположения объектов, линий, планов, чтобы при рассмотрении фотографии взгляд зрителя не выходил за границы кадра. 

Если вы всерьез хотите заниматься пейзажной фотографией, знание и понимание законов композиции — обязательное условие для профессионального роста. Здесь сделаю небольшое отступление: никто не запрещает вам нарушать эти так называемые законы, но делать это нужно осознанно, с достаточным знанием теории.

Впоследствии лучшим помощником в определении правильной композиции скорее всего станет ваше собственное восприятие изображения, так называемое внутреннее чувство композиции (гармонии).

По своей сути приведенные композиционные приемы не являются догмой, все они получены эмпирическим путем. И если свести все законы композиции в один, то звучать он будет приблизительно так: «чтобы смотрелось».

 

Пейзажи с нашей планеты

 

Юрий Голуб. Дорога (заповедник Аскания-Нова, Украина)

Nikon D50, Nikkor AF-S 18–70 mm f/3.5–4.5G ED, f/13, градиентный и нейтральный (ND×8) фильтры.

Дорога, уводящая к горизонту, одинокое дерево и взлетающее небо прямо затягивают зрителя вглубь кадра, а применение черно-белой технологии убирает лишнюю информацию, оставляя нас наедине с украинской степью.

Михаил Рейфман, Сага исландской ночи, (побережье Рейнисфжара (Reynisfjara beach), о-ва Рейнисдрангар (Seastacks Reynisdrangar), Исландия).

Nikon D3x, 17 мм, f/13, 1,3 c, ISO 200.

Умело подобранная выдержка создает эффект движущейся воды, которая оживляет раскиданные камни, ползущие к скале-прародителю. По исландской легенде, Рейнисдрангар — не кто иные, как застывшие под первыми лучами солнца тролли, не успевшие под покровом темноты спрятать свой трехмачтовый корабль.

 

 

Михаил Рейфман, Брайс-Каньон после снегопада, (штат Юта, США)

Nikon D3x, f/14, 1/125 c, ISO 100.

Удивительное сочетание уникального места и не менее уникальной погоды: снег, мороз –25 градусов, туман и теплый яркий цвет скал — разве не об этом мечтает любой фотограф? Панорамный формат кадра подчеркивает величие каньона, а каждая из скал напоминает сказочного персонажа (явно просматривается женский силуэт и фигура, прячущая руки в меховые рукава).

 

В следующей публикации поговорим о том, как ставить сюжет пейзажной съемки и добиваться на плоской фотография эффекта 3D

+5
13 сентября 2014

Отзывы и комментарии